- ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ. ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
1. Чем отличается «Высшее инженерное образование» от двухуровневого («Болонского»).
Высшее инженерное – фундаментальное (глубокое) изучение базовых общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин; закрепление их достаточным объёмом практических навыков и производственного опыта в области профессиональной деятельности и системная работа по формированию мотивации у студента после окончания программы работать по специальности.
Бакалавриат – общие (теоретические) знания дисциплин без фундаментального закрепления их на практике в выбранной профессиональной деятельности.
Магистратура – индивидуальное двухгодичное постдипломное обучение студентов, направленное на подготовку самостоятельным занятием научно-исследовательской деятельностью.
Фактически, высшее инженерное образование имеет другой подход к формированию в процессе образования мировоззрения в области общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин на основе перехода от цифрового к аналоговому мышлению.
Инженерное мировоззрение придаёт выпускнику организованный, осмысленный и целенаправленный характер для самореализации в выбранной специальности.
2. Как организована учебная программа?
2.1. Набор дисциплин («Модуль») общеобразовательных и общетехнических един для всех специальностей, и они все преподаются по единым программам в Институте «Базового инженерного образования» Университета в одном из учебных корпусов Университета 4 (четыре) семестра. По окончании студент получает «Свидетельство об окончании базового инженерного образования», что даёт ему право поменять укрупнённое направление специальностей, и даже университет. То есть, с учётом конкурентных преимуществ – качество учёбы и место в социуме.
2.2. Начиная с 5 (пятого) семестра студенты обучаются по Модулю общеинженерных дисциплин и специальных по профилю специальности. Переход на другую специальность в рамках укрупнённого направления возможен до окончания 6 (шестого) семестра.
2.3. Навыки, как закрепление на практике лекционных материалов, формируются в учебных лабораториях в течение учебного года и на практиках, которые проводятся до сдачи экзамена по дисциплине.
2.4. Личный производственный опыт формируется в процессе получения:
- Рабочих специальностей (2-3 года обучения) – не менее 2 (двух).
- Дополнительных профессиональных компетенций (70 часов и более) – не менее 8 (восьми).
- Технологического опыта в компаниях «Академический партнёр» и собственных полигонах – до 24 недель.
- Прохождения преддипломных практик (после 5 курса для инженерных специальностей) – не менее 16 недель.
- Профессиональной аккредитации инженерных навыков в компаниях «Академических партнёрах» в качестве «Инженер-стажёр» (6 курс – до защиты выпускной работы) - 4÷8 недель.
2.5. Основы научного мировоззрения реализуются через Модуль дисциплин «Основы истории и философия науки» в 3 (третьем) семестре и позволяют всем студентам получить допуск к работе в научных лабораториях Университета в составе временного научного коллектива. А те, кто получат новые знания, имеют возможность защитить их на Научном Совете и получить второй Диплом (после защиты основного) «Инженер-исследователь».
3. Как организован учебный процесс?
3.1. Аудиторные занятия (лекции и практики) - 13 занятий в неделю.
3.2. Лабораторные, самостоятельные, факультативные и междисциплинарные занятия проводятся дополнительно и планируются самим студентом, допуск к ним осуществляется по электронной записи.
3.3. Кардиоспорт – факультативные занятия, обязательно с контролем - ежедневно или через день в спортивном комплексе Университета в течение всего периода обучения.
3.4. У каждого студента есть Педагогический наставник, которым обеспечивается систематизация учёбы студента по всем дисциплинам.
3.5. Каникулы – не менее 6 недель в учебный год.
4. Какой документ получает выпускник?
4.1. «Диплом» об окончании образовательной программы «Высшего инженерного образования» с указанием: инженер или горный инженер с указанием конкретной специальности.
4.2. Характеристика-рекомендация с указанием всех достижений и квалификаций, включая рабочие специальности и дополнительные профессиональные компетенции (с наличием QR-кода).
4.3. Второй диплом «Инженер-исследователь» (выполнившему самостоятельно исследование, получившему результат и защитившему его на Научном Совете) – 2÷8% от выпуска.
5. Является ли посещение занятий и овладение всеми компетенциями обязательным?
Да, безусловно. Уверен, Ваш выбор в получении настоящего высшего образования верен, и Вам понятна мотивация для усердной учёбы во благо самообеспеченности и самодостаточности Вашей семьи и развития нашей страны.
6. Какой документ регулирует отношения студента и Университета?
Договор на обучение по образовательной программе «Высшего инженерного обучения» по специальности, который заключается с каждым студентом, зачисленным по приказу. В договоре конкретизированы права и обязанности сторон, включая:
● отношения в области учебной программы;
● обеспечение койко-местом в общежитии;
● выдержка из правил внутреннего распорядка;
● социальный пакет студента;
● форма оплаты за участие в программе.
7. Как обеспечивается финансирование затрат студентов, зачисленных на обучение в Горный университет?
Горный университет пока единственный технический университет, реализующий по Указу Президента РФ Пилотный проект «Совершенствование высшего инженерного образования России» уже третий год. В рамках этого проекта совершенствуется вся технологическая образовательная система университета: от довузовской до конечного результата (цели) – подготовки настоящего специалиста с профессиональным мировоззрением, позволяющим выпускнику иметь организованное, осмысленное и целенаправленное отношение к работе на производстве.
Все затраты, отнесённые на стоимость обучения, подлежат анализу и будут представлены Министерству науки и высшего образования и Правительству для планируемого пересмотра системы финансирования высшего образования в нашей стране. Конкретные фактические затраты нашего университета гораздо выше, чем утверждённые нормы финансирования, которыми руководствуется наше Министерство, выделяя нам деньги. Это и комплексные затраты на производственные практики, развитие и содержание высокотехнологичных полигонов, на которых студенты приобретают навыки до 20 недель в течение своего обучения, а также развитие на уровне лучших мировых: научной, образовательной и социальной среды.
В этой связи доля фактических затрат, которую выделяет Министерство, составляет 30-50% в зависимости от специальности, а остальное софинансирование осуществляется университетом за счёт тех средств, которые он зарабатывает в основном за счёт научной и инжиниринговой деятельности.
Университет – это бюджетное учреждение. Все студенты, зачисленные на бюджетные места, обеспечиваются финансированием всех затрат по образовательному договору университетом за счёт бюджетных и собственных средств – в размере 100% на весь период обучения.
8. Есть ли какие-либо меры поддержки в период обучения тех студентов, кто поступил контрактую основу и платит за свое обучение самостоятельно?
Студенты, зачисленные на образовательные программы по контакту, оплачивают своё обучение самостоятельно или это делает организация (компания). Университет и этой категории частично компенсирует затраты. Данные условия публично отражены в нормативных документах университета.
Например, в целях создания конкурентной среды при приеме на обучение на платной основе для поступающих в 2025 году на программы высшего инженерного образования и повышения мотивации успешного освоения образовательных программ студентами 1 и 2 курса программ высшего инженерного образования было принято решение производить компенсацию затрат на обучение в размере полной стоимости за семестр по результатам сдачи сессии для 50% лучших студентов по специальности.
9. Имеет ли право студент менять профиль подготовки?
Да, имеет. В случае усердной учёбы, участия в общественной жизни вуза и достойного поведения в коллективе в течение первых 4 (четырёх) семестров и в рамках профильных специальностей после 5-6 семестра.
10. Чем отличаются программы специализированного высшего образования от магистратуры?
В связи с острым дефицитом в специалистах инженерного профиля в экономике России университет в рамках пилотного проекта прекратил прием на обучение по образовательным программам магистратуры - двухгодичным последипломным программам овладения знаниями и навыками для научно- исследовательской̆ деятельности. Перечень специальностей̆ специализированного высшего образования установлен университетом самостоятельно на основе предложений компаний минерально-сырьевого комплекса, а также потребности отраслей экономики России в высококвалифицированных инженерных кадрах.
Условия, созданные в рамках обучения по программам специализированного высшего образования, учитывают:
· обучение по выбранной специальности возможно исключительно при соответствии освоенных дисциплин не менее 80 (восьмидесяти) процентов программ по профильной специальности высшего инженерного образования;
· самостоятельное освоение и сдачу задолженностей по разнице требований к освоенным дисциплинам – не более чем 10 (десять) процентов разницы учебных программ;
· наличие технологической и преддипломной практики общим сроком не менее 20 (двадцати) недель;
· производственной аккредитации в качестве «инженера-стажера» – сроком 4 (четыре) недели;
· защиту выпускной квалификационной работы – дипломного проекта, состоящего из научного, технологического и экономического разделов;
· документ, выдаваемый выпускнику, освоившему программу специализированного высшего образования (документ о полученной профессиональной квалификации) – «Диплом инженера (горного инженера, инженера-технолога, и т.д.) по специальности;
· срок обучения – 2 года.
- ПОСТУПЛЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ. КОНКУРС «ЛИДЕР ШКОЛЫ 2025»
1. С какой целью Горный университет для приема в 2025 году ввел учет среднего балла аттестата в 100-балльной шкале?
Надо возвращать доверие к школе и возвращать механизм ее ответственности за качество подготовки, мерилом которой является аттестат. На самом деле наша инициатива в рамках президентского пилотного проекта по модернизации высшего образования это еще и приглашение к дискуссии о школьном образовании и воспитании, потерянными на уровне государственной политики в конце прошлого столетия. Сегодня учителя отвечают только за сдачу ЕГЭ, и родители от них даже требуют снижения нагрузки по предметам, которые их детям не надо сдавать на ЕГЭ. Такая ситуация обрекает школу на дальнейшую деградацию. А школа – это основа формирования личности гражданина.
Важно понимать, что это не новый дополнительный предмет, а более полная информация об абитуриенте. Не секрет, что кто-то целенаправленно готовился только по зачетным дисциплинам. Новая система учета дает возможность оценивать общую подготовку соискателей. При этом никаких дополнительных усилий от абитуриента не требуется, он и так по итогам обучения итак получает документ о среднем общем образовании.
2. Почему в Горном университете можно выбрать для поступления только три специальности, когда в других вузах максимальное количество пять?
Прием на обучение в Горный университет по программам высшего инженерного образования осуществляется не по конкретным специальностям, а по укрупненным группам направлений специальностей. Укрупнения сделаны по близким специальностям с целью повышения удобства абитуриента – выбирая направление, он сможет охватить сразу все относящиеся к нему специальности и тем самым создать себе максимально благоприятные условия для поступления.
Например, абитуриента интересует строительная отрасль, но перед поступлением у него пока отсутствует полное понимание, хотел бы он быть "высотником", заниматься подземным или гражданским строительством. Предлагаемая образовательная схема позволяет отсрочить момент принятия решения относительно конкретизации будущей сферы деятельности, получить дополнительные знания в процессе обучения и более осознанно определиться уже в конце второго курса.
С учетом этого, ограничение в три укрупненных направления специальностей не сокращает возможный выбор абитуриента при поступлении.
3. Что такое конкурс «Лидер школы»? Нужно ли в нем участвовать?
Лидер школы России» – это программа, нацеленная на совершенствование системы среднего образования и призванная мотивировать талантливых старшеклассников выбирать при поступлении технические вузы. Ведь наша страна сегодня остро нуждается в молодых компетентных инженерах, способных обеспечить в перспективе безболезненную смену поколений на производстве. Кроме того, данный проект представляет собой один из механизмов интеграции средней и высшей школы, надёжный мост, связующий наше настоящее и будущее, а также повышающий устойчивость социально-экономического развития каждого из нас и всего общества в целом.
Участие в конкурсе «Лидер школы» позволит заинтересованным и мотивированным абитуриентам, став победителем, получить право на гарантированное зачисление еще до подведения итогов по основному конкурсу на бюджетные места, а также меры поддержки и стимулирования для качественного обучения в университете. Абитуриенты принимают участие в конкурсе на добровольной̆ основе, участие в нем не является обязательным.
Горный университет уже на протяжении двух лет проводит конкурс «Лидер школы». На сегодняшний день на участие в конкурсе подали заявку на участие более 1000 человек. Это можно будет сделать вплоть до 17 июля
4. Как можно подать документы для участия в конкурсе на поступление?
В этом году, несмотря на сохранение традиционных форм подачи документов в очном формате, расширяются возможности онлайн-подачи без необходимости личного посещения учебного заведения. Теперь заявление на обучение по всем программам высшего образования можно отправить через портал Госуслуги, включая программы специализированного высшего образования и аспирантуры.
Никаких преимуществ с точки зрения шансов на успешное поступление ни у одного из видов подачи документов нет. Однако личное посещение и контактное общение с сотрудниками приемной комиссии позволит абитуриентам получить более полную информацию о специфике специальностей, процесса обучения, социальной политике и инфраструктуры вуза.
В связи со стартом сезона, приёмная комиссия, начиная с 20 июня, перешла на ежедневный режим работы, в том числе по субботам и воскресеньям.
- ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА. ОБЩЕЖИТИЯ
- Что из себя представляет инфраструктура Горного университета?
Крупнейшая в стране приборно-лабораторная база более 300 000 кв.м., включающая 3 современных учебных центра, 7 учебно-научных баз, 11 общежитий, многофункциональный комплекс «Горный». Все учебные центры расположены на Васильевском острове, что обеспечивает комфортные условия для обучения.
- Есть ли общежития в Горном и предоставляются ли они?
Да. 11 общежитий, вмещающих более 6000 студентов. Все общежития находятся на Васильевском острове в непосредственной близости от учебных центров. Общежитие предоставляется гарантированно всем иногородним, зачисленным на бесплатное обучение.
- Для чего нужны учебные базы?
Учебные базы и полигоны в первую очередь необходимы для обеспечения освоения практических навыков студентов в период прохождения стажировок, практик, обучения по рабочим профессиям. В зависимости от профиля базы студенты в течение года проходят на них обучение. Некоторые площадки используются в том числе для проведения студенческих мероприятий с возможностью полноценного проживания.
- Есть ли спортивный комплекс? Что в него входит?
В каждом учебном центре и общежитии есть спортивные залы и другая спортивная инфраструктура. Создание условий для занятий массовым общедоступным спортом – одно из приоритетных направлений университета. В университете создано более 80 видов спорта по различным направлениям.
- А как обстоят дела со студенческой жизнью?
В техническом университете учатся разные студенты, в том числе огромное количество творческих ребят. Совет обучающихся Горного университета объединяет более 25 клубов по интересам, реализует для студентов огромное количество мероприятий и конкурсов, следит за патриотическим воспитанием.
Надеюсь, что Вы станете достойными высокого звания Русский инженер, сделав первый шаг – став студентами Университета, образованного Императрицей Екатериной II.